Режим работы поликлиники:
Пн.- пт. 8.00-20.00
Суб. 9.00- 15.00
Воскр. - выходной

Единая медицинская справочная служба города Москвы
122 (из Москвы)
+7(495)122-02-21 (из области)

    ...

    22 июля Всемирный день мозга

    По решению Всемирной Федерации неврологии ежегодно 22 июля отмечается Всемирный день мозга, призванный повысить внимание людей и государственных органов здравоохранения к вопросам здоровья человеческого мозга – самого загадочного органа.

    « «Окна развития» и другие мифы о детском мозге.

    Наши представления о работе мозга во многом основаны на стереотипах и устаревших сведениях, которые наука давно опровергла. К когнитивному развитию детей это тоже относится

    Возрастная психофизиология, которая изучает функционирование и развитие мозга, — наука очень молодая. В начале 1970-х годов, энцефалограммы измеряли миллиметровой линейкой. Сегодняшние методы анализа энцефалограмм, методы нейровизуализации очень разнообразны и взгляды на мозг, которые были еще сравнительно недавно, во многом не соответствуют тому, что мы знаем о его функционировании сегодня.

    Словосочетание «развитие мозга» настолько привлекательно для прессы и производителей детских товаров, что окружено многочисленными мифами.
    Мифы рождаются, когда есть полузнание, факты вольно интерпретируются или им дается ненаучная оценка. Чтобы разобраться в том, что предлагают сегодня детям, грамотному родителю важно иметь пусть общие, но современные представления о работе мозга.

    Традиционное и на сегодняшний день устаревшее представление, что мозг можно натренировать или „накачать“, словно мышцу. Но мозг не „прокачивается“, он формируется, получая опыт разных видов деятельности. Это фантастически красивая и сложная структура, разбираться в которой мы будем еще не одно десятилетие.

    Сегодня загадок остается больше, чем открытий, но мы, например, знаем, что каждый раз мозг прокладывает новые пути, по которым «идет сигнал». Для формирования новых нейронных связей мозгу нужен опыт различных видов деятельности, нужны новые, нестандартные и интересные задачи — в любом возрасте, и особенно в детском. Чем больше разных занятий будет пробовать ребенок, тем лучше для его когнитивного развития. Любая задача развивает все функции мозга сразу.
    По мере роста ребенка мозг осваивает новые виды деятельности: зрительное восприятие, управление движениями тела, овладение речью. Они тесно связаны с изменением структуры мозга: например, новорожденный ребенок смотрит, но не видит, его зрительное восприятие формируется постепенно в первые месяцы жизни. При исследовании работы мозга 6–8-летних детей в процессе письма, оказалось, что практически все зоны коры вовлечены в этот процесс, то есть мозг „бросает на решение новой задачи“ все доступные ему ресурсы. Поэтому ни о каких „центрах письма“ или „речевых центрах“ в мозгу говорить не приходится.
    Это  миф что так называемое «окно развития мозга» закрывается в 3, 6 или 12 лет. Ресурсы мозга по мере роста ребенка только возрастают, и это научно доказано!

     

    Вертикальные связи формируются в дошкольном возрасте.
    Есть зоны, которые развиваются очень рано, — например, сенсомоторная кора.
    Это значит, рано формируются двигательные навыки, развиваются зрение и слух — то, что необходимо для выживания.
    Но основной показатель развития мозга — увеличение количества связей между нервными клетками. Чем их больше, тем больше нейронов включено в работу. Кора мозга состоит из 6–7 слоев клеток, между ними постепенно формируются вертикальные связи.
    У трехлетнего ребенка можно увидеть отдельные нервные клетки, между ними мало связей. В 8 лет картина совсем другая: между слоями сформированы вертикальные связи, так называемые «колонки». До тех пор пока не сформировалась колонка (это происходит с разной скоростью, в среднем к 5–6 годам), импульс не может пройти по всем слоям подкорки.

    Умения концентрироваться и прилагать усилия возникают в 6–10 лет
    Сегодня понятно, что с образованием колонок связаны организация селективного внимания (умение сконцентрироваться на одном объекте) и произвольная регуляция деятельности. Способность к селективному вниманию формируется в 6–8 лет. А способность к произвольной регуляции деятельности — тем «волевым усилиям», которых так часто требуют от дошкольников — начинает формироваться только
    к 9–10 годам. Это то, без чего невозможно представить ни чтение, ни письмо, ни другую целенаправленную когнитивную деятельность. То есть на самом деле к 8 годам ресурс мозга только начинает расширяться, потому что разные зоны коры созревают с разной скоростью. И поэтому, когда мы требуем от шестилетнего ребенка сидеть без движения 20 минут, он просто не в состоянии выполнить эту просьбу. А если и может ее выполнить, то только ценой чрезмерных усилий и стресса, чего мозг очень не любит.

    Мозг современных детей развивается быстрее?

    Еще один миф о том, что мозг современных детей, растущих в постиндустриальном обществе, развивается лучше и быстрее. А ускоренное развитие мозга якобы позволяет начинать обучение чтению, письму, математике и иностранным языкам чуть ли не в 2–3 года. Это неправда, и обучение в слишком раннем возрасте может даже нанести вред.

    Раннее обучение чтению не имеет смысла
    Чтение и письмо — две стороны навыка письменной речи, для которой мозг «созревает» примерно в 5–6 лет. Начинать обучение чтению раньше этого возраста не имеет особого смысла. У тех, кто научился читать в возрасте 5–6 лет, взгляд идет по строчке слева направо, фиксируясь на каждом слове по порядку, затем переходит на следующую строку и т. д. Дети, которых научили читать в 3 года (когда мозг был еще не готов), «бегают» взглядом с буквы на букву, со строчки на строчку, постоянно возвращаются к предыдущим словам. Иначе говоря, они продолжают читать так же, как научились когда-то путем огромных усилий (своих и родительских): забывая предыдущие буквы и слова и постоянно возвращаясь назад, чтобы понять прочитанное.

    Детский мозг мало изменился.
    Не находит подтверждения и миф об ускоренном развитии мозга у «цифрового поколения». С начала 1990-х годов проводились исследования мозга детей 6–7 лет, поступающих в первый класс. В 2020 году снова изучили две тысячи детей во всех регионах России, и нет подтверждения, что их мозг сильно отличается от мозга их сверстников 25 лет назад».

    Возможно, самая хорошая новость, которой мы обязаны исследованиям по нейрофизиологии, состоит в том, что на самом деле ресурс мозга расширяется бесконечно. Пока человек учится и осваивает новые навыки, в его мозге будут возникать новые нейронные связи, а это способствует развитию мозга в любом возрасте!

    Новости