Массажёр вакуумный с постоянным или пульсирующим режимом предназначен для стимулирования кровообращения в кожных и мышечных тканях, улучшения метаболизма тканей и их регенерацию.
В нашей поликлинике аппарат для выполнения вакуумного массажа "Альфа тонус" используется для висцерального массажа шейно-воротниковой области при неврологических заболеваниях. Применяется как дренажный массаж грудной клетки после пневмоний и бронхитов.
Стабилометрическая платформа - это лечебно - восстановительный комплекс для контроля и реабилитации заболеваний опорно - двигательного аппарата, нарушений стабильности положения и функции равновесия, а также других функций организма, отвечающих за координацию движений и способность поддерживать равновесие тела с помощью биологической обратной связи (БОС).
Биоуправление - это современный неспецефический метод терапии, который позволяет корректировать имеющиеся двигательные навыки и реализовывать потенциально возможные. В некоторых случаях возможно формирование ранее не существующих навыков и умений.
В стабилоплатформе с БОС - тренингом используются игровые компьютерные программы разных уровней сложности. Современные дети любят компьютерные игры. Их все труднее заставить заниматься ЛФК. А по этой методике ребенок, увлеченный игровым сюжетом, старается удержать заданное нужное положение (иначе игра прекратится).
В результате чего из памяти "стираются" старые патологические автоматизмы регуляции и формируются правильные новые установки.
Детская мануальная терапия – это щадящие и неагрессивные методы воздействия, подходят, как детям, так и взрослым. К мануальному терапевту обращаются родители детей в случае проблем с позвоночником у ребенка с рождения и в любом возрасте.
Дети в подростковом возрасте могут испытывать боли и дискомфорт в области позвоночника, нередко боль и различные заболевания могут обнаружиться у детей грудного возраста. В любом возрасте лучшим способом их лечения будет мануальная терапия, так как она является мягким и в то же время эффективным методом воздействия.
Различные заболевания в детском и подростковом возрасте сопровождаются серией различных симптомов. У грудничков и детей младшего детского возраста невозможно с точностью определить симптомы самостоятельно, в домашних условиях. Главным признаком будет плач во время различных движений, поворотов, а также физических упражнений для грудничков. В более старшем возрасте дети уже могут пожаловаться на боль в шейном, грудном или поясничном отделе позвоночника, на боли в конечностях или суставах, а также на головную боль, которая может быть вызвана проблемами с позвоночником.
Болевой синдром у детей проявляется умеренно, но может иметь и более сильное выражение.
При сколиозе и кифозе, а также кривошее налицо сильные изменения осанки, неправильная постановка головы ребенка. У грудничков кривошею можно диагностировать по постоянному и фиксированному наклону головы.
После первых же симптомов необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Это поможет своевременно поставить диагноз и начать лечение. Для уточнения диагноза может потребоваться рентгенография, МРТ, магнитно-резонансная ангиография, а также КТ.
Детская мануальная терапия широко применяется во всемирной практике. Сразу же после постановки окончательного диагноза необходимо начинать сеансы мануальной терапии, чтобы не допустить развития и прогрессирования заболевания или патологического состояния.
В детском возрасте повышенными являются компенсаторные способности, а также механизмы приспособления организма. Поэтому юный и даже грудной возраст ребенка – это наилучшее время для решения проблем с позвоночником или суставами. Эффективность мануальных процедур у детей возрастает в несколько раз, в отличие от взрослых. Кроме этого, такое благотворное влияние возможно еще и благодаря тому, что у детей в юном возрасте еще не сформировался окончательно скелет, он является мобильным и податливым к внешнему влиянию. Это позволяет мануальному терапевту без применения медикаментозных и слишком агрессивных методов лечения устранить заболевание и восстановить правильную осанку ребенка.
Часто родители отдают своего ребенка на спортивные занятия, в секции, не задумываясь о том, можно ли ему заниматься подобным видом спорта. Так, предрасположенность к травмированию позвоночника или же наследственное заболевание, не выявленное ранее, может стать причиной возникновения травм или развития патологии у ребенка. В таком сложном случае мануальная терапия может восстановить функционирование органов и позвоночника ребенка, позволив ему вернуться к привычному образу жизни.
Болевые ощущения в спине могут свидетельствовать о проблемах и заболеваниях не только в позвоночнике, но и во внутренних органах. Если это не воспалительные или другие серьезные заболевания, а патологии, связанные с развитием и мышечной слабостью ребенка, то мягкое воздействие во время мануальной терапии позволит повысить тонус мышц позвоночника и мышц, поддерживающих внутренние органы. Это поможет не только избавиться от болевого синдрома, но и восстановить защитные функции органов, оздоровить их.
Сильные головные боли у детей и подростков родители часто принимают за простое переутомление и пичкают их таблетками или средствами народной медицины. На самом же деле довольно часто причинами головных болей могут быть нарушение осанки, неправильно сросшиеся шейные позвонки, их нестабильность, смещения. В таком случае лечить необходимо саму причину, воздействуя на проблемные участки позвоночника мануально. Уже после первых сеансов ребенок может почувствовать улучшение и исчезновение болевого синдрома.
Помимо этого, мануальная терапия способна помочь подросткам, в особенности мальчикам, которые страдают от быстрого роста. В подростковый период костная ткань может расти очень быстро, но за ней попросту не поспевает мышечная, что приводит к сильным болям. И только мануальное воздействие может сделать мышцы более эластичными и податливыми, что избавит ребенка от боли. Если вовремя не провести такое лечение, у ребенка может развиться сколиоз, а далее остеохондроз и даже появиться межпозвоночная грыжа. Но и в серьезных случаях мануальная терапия в состоянии помочь. Если в тканях не обнаружен воспалительный процесс и нет других противопоказаний, то мануальные приемы
помогут поставить на место позвонки, межпозвоночные диски и втянуть грыжу обратно. Это проводится без использования медикаментов, что ликвидирует возможность негативного воздействия на организм ребенка. В случае появления грыжи пациенту показано лечебное вытяжение позвоночника наряду с другими мануальными процедурами. Благодаря вытяжению в позвоночнике создается антидавление, которое всасывает грыжу обратно в месторасположение межпозвоночного диска. Это уменьшает проявления боли и ликвидирует их причину.
Детский мануальный терапевт проводит с маленьким пациентом щадящие техники, в отличие от взрослых, где часто проводятся грубые тракции. Поэтому опасаться родителям за детей не стоит. Детскому мануальному терапевту важен контакт с ребенком для наилучшего достижения результата. Своевременное обращение к мануальному терапевту позволит сократить сроки лечения, увеличить шансы на полное выздоровление, восстановление нормального функционирования органов и систем, связанных с позвоночником.
"Тренажер Гросса"- один из лучших тренажеров для детей с ДЦП.
У больного ребенка, как и у здорового, в первые годы жизни закладывается фундамент его психофизического развития и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Так как нормальное развитие ребенка и отдельных его систем определяется не только наследственными факторами, но и двигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном периоде.
Если ребенок, с детства малоподвижен, не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, ему приходится трудно с первого года жизни приспособиться к социальной среде, поскольку окружающая среда требует значительного нервно-психологического и двигательного напряжения. Все это обусловливает функциональную неполноценность нервно-мышечного аппарата и ведет к деформации конечностей и нарушению важнейших двигательных и статических реакций, что лимитирует полноценное развитие ребенка. Недостаток двигательной активности или его отсутствие приводит к негативным изменениям в организме, что снижает уровень адаптации организма в окружающей среде и приводит к значительному отставанию в социальном развитии.
Но основным лимитирующим звеном физического развития является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, что и мешает максимальной реализации оздоровления ребенка. Так как развитие костно-мышечной системы у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП тоже должно формироваться в вертикальном положении. Если малыш родился с какими-то двигательными нарушениями и практически непрерывно лежит неподвижно, не переворачиваясь на бочок, с трудом поднимает голову и при каждом движении испытывает трудности, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативно-сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или эти движения сопровождаются множеством ошибочных реакций, то развитие двигательных навыков у него не происходит вообще, либо происходит неправильно. Кроме того, при принятии вертикального положения двигательные локомоции усложняются в связи с переносом массы тела на стопы.
Для более эффективного выполнения физический упражнений используется «Тренажер Гросса», который позволяет при недостаточной функции мышц создавать облегченные условия для их работы, дозируя оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая тем самым нормальную подвижность в суставах. Тренажер позволяет создать условия даже тем детям, которые не владеют двигательными функциями выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения во всех плоскостях пространства (вперед, назад, в сторону, вверх вниз), и возможность вращаться вокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, а также страхует от падения.
Тренажер позволяет обучать больного произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи: расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза; стимулировать функций ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах. С помощью тренажера можно тренировать способность соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений и развивать координационные способности, содействовать развитию установочных рефлексов, на основе которых формируется передвижение обеспечивающих присаживание, сидение, стояние, переступание, ходьбу, вращаться, кататься на велосипеде, на роликовых коньках, выполнять элементы спортивных игр.
Тренажер позволяет восстанавливать подвижность больных после тяжелых спиномозговых травм, инсультов, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП (детский церебральный паралич).
«Тренажер Гросса» позволяет создать условия для развития координированной работы опорно-двигательного аппарата, моторики и стабилизации опороспособности, что необходимо для формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса.
При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет больного от возможного падения и травм.
С помощью тренажера можно перемещаться в пространстве без посторонней помощи при сохранении вертикального положения тела. Тренажер обеспечивает страховку при разнообразных движениях, поворотах туловищем, наклонах и т. д , что имеет важное значение в процессе реабилитации. Если ребенок не держит голову, то предусматривается специальная шапочка (индивидуально регулируемая), которая крепится к трапеции тренажера, придерживающая голову в правильном положении, не сковывая движения головы.
В комплект тренажера входят эластичные тяги для ног (как вспомогательный элемент для выполнения упражнений на растягивание и шаговых движений) и колечки для рук.
Тренажер позволяет выполнять упражнения как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Массаж пульсирующим электростатическим полем (Хивамат – терапия)
Этот вид лечения основан на способности разно заряженных объектов притягиваться друг к другу при возникновении между ними электростатического поля. Такими взаимодействующими поверхностями являются кожа пациента и руки врача в специальных перчатках, которые не проводят ток. Во время процедуры пациент и терапевт подключены к прибору, который генерирует пульсирующее электростатическое поле с заранее заданными параметрами. При касании поверхности кожи пациента аппликатором или руками врача в специальных перчатках возникает притяжение к ним подкожной мышечной ткани. Таким образом, при проведении процедуры создаются легкие возвратно-поступательные движения в массируемых тканях пациента, ощущаемые самим пациентом в виде комфортной вибрации.
В отличие от классического массажа, электростатические импульсы, ведут к повышенному трению между остальными частями, а во время интервалов между импульсами ткань эластично сопротивляется этому воздействию. Таким образом, ткань, подвергаемая воздействию, "проминается" на всю глубину, оказывая влияние, прежде всего, на микроциркуляцию в интерстициальной соединительной ткани.
Лечебные эффекты
- обезболивающий
- противовоспалительный
- противоотечный
- антифибротический
- трофико-регенераторный
- местный детоксицирующий
- повышение эластичности кожи
- улучшение кровоснабжения и лимфооттока
- спазмолитический
- улучшение обмена веществ
Показания:
- Боли различного генеза (последствия травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, рефлекторные и корешковые синдромы остеохондроза позвоночника, мигрень и др).
- Нарушения венозного кровообращения (хроническая венозная недостаточность конечностей).
- Нарушения лимфообращения, в т.ч. лимфедемы в послеоперационном периоде.
- Нарушения трофики тканей (болезнь Зудека, деформирующий остеоартроз, остеопороз, болезнь Бехтерева, ревматоидный полиартрит, трофические язвы голени, пролежни).
- Нарушения тонуса и/или сократительной способности мышц (ДЦП, последствия геморрагических и ишемических инсультов, черепно-мозговых и спинальных травм, травм нервов и сплетений, рассеянный склероз, полиневриты, полинейропатии).
- Заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, хронический бронхит, муковисцидоз, ранний послеоперационный период после операций на органах грудной клетки).
- Нарушения целостности кожи (ожоги, открытые раны).
- Рубцовые изменения тканей (посттравматические, послеожоговые, последствия воспалительных инфильтратов), суставные контрактуры.
- Комплексная терапия нарушений речи (логоневрозы, дизартрии различного генеза).
- Комплексное решение эстетических проблем.
- В спортивной медицине: восстановление после активных тренировок, уменьшение мышечного утомления, коррекция последствий травм, мышечного перенапряжения.
Противопоказания:
- беременность
- острые инфекционные и гнойные заболевания
- неоперабельные злокачественные опухоли и заболевания крови
- хронические заболевания сердца и сосудов в стадии декомпенсации
- наличие имплантированных электронных приборов (водителей ритма и других)
Хивамат-терапия отлично сочетается с другими методами медикаментозного лечения, физиотерапии, и способствует повышению эффекта мануальной терапии, классического массажа.
По оценкам ВОЗ, 80% всех заболеваний являются стрессозависимыми, при которых страдают психоэмоциональная и вегетативная нервная система (ВНС). Просто и эффективно оценить состояние ВНС и других систем организма позволяет метод исследования - вегетотестер (исследование вариабельности ритма сердца), с помощью компьютерного комплекса "ВНС - спектр" компании "Нейрософт".
К ребёнку, лежащему на кушетке подведены дыхательные и кардиоэлектроды, данные от которых поступают на компьютерный комплекс, где обрабатываются. По результатам анализа, проведённого в состоянии покоя ребёнка, дается заключение об:
- общем его функциональном состоянии, энергетике.
- балансе отделов ВНС (что преобладает - симпатическое или парасимпатическое влияние).
- гуморально-метаболическом фоне (эффективность работы эндокринной системы)
После проведения активной ортостатической пробы (подъем ребёнка) - оцениваются адаптационные резервы организма.
PILOT TEST - речевой аудиометр, позволяющий определить работу речевого центра и слуха у неговорящих детей младшего возраста.
Восприятие речи занимает одно из основных мест в интеллектуальном развитии ребёнка, а речевая аудиометрия оценивает слух по главному его показателю - разборчивости речевых сигналов. PILOT TEST предлагает тесты со словами состоящими из одного слога, так и из нескольких слогов на семи уровнях интенсивности речи от 70 до 20 дб.
Ребёнок, сидящий в наушниках, получает задание от врача показать картинку. В этом случае речевой сигнал поступает в речевой центр ребёнка, и маленький пациент правильно показывает пальцем нужную картинку. В случае поражения речевого центра ребёнок не может выполнить данное задание, так как не различает речь и поэтому не может говорить. В таком случае проблема не в патологии слуха, а именно в речевом центре. Методика позволяет проводить дифференциальный диагноз между заболеваниями. При патологии речевого центра ребёнком занимается врач - невролог, при патологии слуха - сурдолог.
PILOT TEST определяет и пороги слухового восприятия. Во время теста сложность заданий постепенно увеличивается, так как уровень теста уменьшается от 70 дб уровня восприятия до 25 дб. Когда дети прекращают показывать картинки, в зависимости от уровня легко определить наличие или отсутствие у ребёнка повреждений слуха.
Как правило, даже 2-3х летние дети охотно вовлекаются в процесс исследования и дают достоверные ответы.
Трансвертебральная микрополяризация (ТВМП)
-Метод основан на уникальных свойствах "физиологического" микротока, который воздействует на нервные клетки и заставляет их работать правильно. ТКМП позволяет локально воздействовать именно на те структуры мозга, функции которых нарушены. (Пример: На речевой центр, центр письма и чтения, центр обучения и т.д.). Под воздействием микрополяризации идёт активация правильного развития нервной ткани и формирование новых связей между нейронами.
На голову ребёнка надевается шапочка с электродами и проводами. Электроды устанавливаются в проекции проблемных зон. Во время процедуры ребёнок не испытывает никаких ощущений и может чем-то заниматься.
Курс состоит из десяти процедур по 30 минут.
Показания: ДЦП, тики, невротические расстройства, психогенный энурез, энкопрез, СДВГ, задержка нервно-психического и речевого развития, заикание, эписиндром, нарушение зрительных функций центрального генеза (амблиопия, нистагм, косоглазие), сенсоневральная тугоухость, последствия травм спинного мозга.
Методика ТЭС-терапия - это современный физиотерапевтический метод лечения.
Головной мозг управляет в нашем организме многими жизнеобеспечивающими процессами, контролирует работу органов и систем. Исполнение команд, поступающих из головного мозга, происходит с помощью биохимических веществ (нейрогормонов), которые переносят информацию. Наиболее значимыми среди всех нейрогормонов являются эндорфины.
К сожалению, большинство из нас из-за постоянных стрессов, нарушения экологической обстановки, контактов с инфекциями, экстремальных физических и психических нагрузок и т.п. испытывают острый недостаток в эндорфинах, т.к. организм не успевает их вырабатывать в достаточном количестве. При этом нарушается нормальная работа организма, как саморегулирующей системы, возникают острые и хронические заболевания, различные болевые синдромы, нарушения заживления повреждённых тканей, ослабление иммунитета, психосоматические нарушения, в том числе сна, настроения, работоспособности, качества жизни в целом.
С помощью особых импульсных токов малой мощности, ТЭС-терапия способна существенно повысить способность организма к выработке эндорфинов, происходит тренировка и повышение мощности собственной защитной (эндорфинной), системы организма.
ТЭС-терапия не вызывает привыкания, пристрастия или зависимости, потому что выработанный эндорфин сразу используется организмом в необходимом направлении и количестве, а его неиспользованная часть или избыток всего через несколько минут распадается до аминокислот и утилизируется.
Области применения ТЕС-терапии.
1. Купирование болевых синдромов
- Спондилогенные боли, радикулиты.
- Головные боли различного генеза, мигрени.
- Боли, связанные с повреждением нервов.
- Орофациальные боли (неврит тройничного нерва)
2. Нормализация психофизиологического статуса.
- Синдром "Хронической усталости".
- Тревога, депрессия, неврозоподобные синдромы.
- Зависимости (табакокурение, наркотики)
3. Кардиология.
- Вегетососудистая дистония.
- Ускорение заживления повреждённого миокарда
4. Гастроэнтерология.
- Язвенная болезнь
- Нормализация аппетита.
- Синдром раздражённой кишки, нарушения моторики кишечника.
- Токсические гепатиты (уменьшение дегенеративных изменений гепатоцитов)
5. Лор патология.
- Сэнсоневральная тугоухость, отосклероз (уменьшение шума в ушах, улучшение слуха)
- Ликвидация аллергического и вазомоторного ринитов.
- Профилактика рецидивирующих носовых кровотечений.
6. Офтальмология.
- Купирование острых и хронических глазных болей.
- Лечение спазма аккомадации и слабой миопии.
- Достоверное повышение остроты зрения.
- Купирование утомления глаз при работе за компьютером.
7. Гинекология.
- Нормализация менструального цикла при его нарушениях у девочек в период полового созревания.
- Лечение предменструального синдрома с нормализацией гормонального статуса.
- Эндокринное бесплодие.
- Гиперактивность мочевого пузыря.
- Энометриоз.
- Дисфункциональные маточные кровотечения.
8. Дерматология.
- Дерматозы, себорея, псориаз.
- Акне подростковые.
9. ТЭС-терапия у детей применяется при:
- Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Дошкольно-школьной дезадаптации.
- В периоды сезонных вспышек ОРВИ для часто болеющих детей.
ТЭС-терапия у детей указывает комплексное воздействие на организм, нормализуя поведение, стимулируя развитие познавательных процессов и местных факторов защиты органов дыхания, например у часто болеющих людей с патологией носоглотки.
При включении ТЭС-терапии в комплекс лечения у детей быстро исчезают головные боли напряжения, тикозные гиперкинезы, снижается гиперактивность и импульсивность, нормализуется сон. Дети становятся более обучаемые.
ТЭС-терапия нормализует систему желез внутренней секреции, повышает клеточный иммунитет, нормализует психофизиологический статус. При этом у девочек при нарушениях менструального цикла в период полового созревания быстро и без применения гормонов купируется аменорея и дисменорея, нормализуется обмен, исчезает угревая сыпь. Нормализуются настроение и сон, исчезает тревожность.
Старшие школьники охотно получают процедуры в период подготовки к экзаменам.
ТЭС-терапия оказывается эффективной для лечения первичных и вторичных энурезов.
При заболеваниях желудочно-кишечного тракта у детей - ТЭС быстро купирует болевой синдром, нормализует уровень гастрина и соляной кислоты, нормализует перистальтику и стул, стимулирует местные иммунные механизмы и региональные кровоток. Ускоряет заживление язвенных дефектов желудка и 12-перстной кишки.
ТЭС-терапия проводится с 5-ти летнего возраста
Курс: 10 процедур по 30 минут.
Противопоказания. Эпилепсия, наличие электростимуляторов, тиреотоксикоз, гидроцефалия.
По мнению известных американских нейрофизиологов супругов Джиббс (Gibbs): "Одна минута записи ЭЭГ во время сна может рассказать об эпилептическом процессе больше, чем целый час записи ЭЭГ бодрствующего мозга".
Неоспоримую значимость ЭЭГ-мониторинга сна для уточнения диагноза, контроля и коррекции терапии при эпилепсии отмечают все ведущие эпилептологи мира. При нарушениях психического развития у детей часто не обнаруживаются изменения в рутинной (обычной, дневной) электроэнцефалограмме. В то же время, дети с аутистическими расстройствами и дети с гиперактивностью, нарушениями поведения и частыми ночными пробуждениями (не объяснимыми другими причинами) иногда имеют эпилептиформную активность в ЭЭГ во время сна, что может являться показателем нарушения развития. Задержка психоречевого развития, заикание, феномены снохождения и сноговорения, недержание мочи во сне могут быть причиной длительно существующей пароксизмальной активности во время сна.
Как проводится исследование?
На голову пациента надевается специальный шлем-шапочка, к которой подключаются электроды, регистрирующие ЭЭГ. Эластичная удобная шапочка позволяет пациенту чувствовать себя максимально комфортно в ходе проводимого исследования.
Шапочка легко одевается на голову пациента любого возраста и удерживается на голове при помощи специальных помочей, крепящихся к эластичному ремешку на груди для исключения неприятных ощущений от давления на область шей. Затем в электродную систему вводится специальный безопасный (химически инертный, гипоаллергенный) электродный гель для обеспечения контакта с кожей головы и регистрации электрической активности мозга.
Любое вредное воздействие установленного оборудования на организм ребенка исключено, что подтверждено всеми необходимыми санитарно-гигиеническими сертификатами.
После подготовки к исследованию начинается фаза ожидания вхождения ребенка в сон, которая иногда требует от родителей выдержки и терпения. Созданная вокруг ребенка спокойная атмосфера позволяет сделать процесс засыпания более естественным.
Фаза исследования.
Ребенок засыпает со шлемом-шапочкой и электродной системой на голове. Правильно подготовленные перед исследованием дети обычно быстро засыпают.
Иногда по решению лечащего врача перед исследованием используется легкая премедикация (специальная медикаментозная подготовка). Детали такой подготовки обсуждаются во время беседы с лечащим врачом и врачом ФД.
Регистрация ЭЭГ проводится в течение времени, необходимого для записи момента засыпания, а также, как минимум, двух полных циклов сна.
Показаниями для проведения ЭЭГ - мониторинга сна являются следующие состояния:
- эпизоды снохождения и/или сноговорения
- чрезмерная двигательная активность
- частые пробуждения во сне
- приступы эпилепсии
- недержание мочи во сне и другие неврозоподобные расстройства
- аутизм
- заикание
- задержка психического и/или речевого развития
- речевая патология неуточненного происхождения
Видео ЭЭГ-мониторинг – метод исследования, основанный на длительной (от 4 до 10 часов) записи электроэнцефалограммы пациента вместе с видео- и звуковыми данными, которые позволяют анализировать двигательную и поведенческую активность.
Для чего применяется видео ЭЭГ-мониторинг?
Видео ЭЭГ-мониторинг является одним из обязательных методов диагностики при подозрении на наличие эпилепсии.
Данный вид исследований особенно актуален для диагностики эпилепсии у детей, поскольку в раннем возрасте проявление эпилептических приступов чрезвычайно вариабельно, что затрудняет их фиксирование.
Показания к проведению видео ЭЭГ-мониторинга:
- потребность в дифференциальной диагностики эпилепсий и эпилептических синдромов с неэпилептическими приступами;
- пароксизмальные состояния неясного генеза, вызывающие подозрение на наличие эпилепсии;
- фармакорезистентное течение эпилепсии. Видео-ЭЭГ мониторинг применяется для уточнения формы эпилепсии и исключения псевдоэпилептических приступов, мониторирования эффективности проводимой противосудорожной терапии и констатации медикаментозной ремиссии;
- плановая подготовка к отмене проводимой противосудорожной терапии или ее коррекции;
- прехирургическое обследование (хирургическое лечение эпилепсии в случае наличия четкого анатомического дефекта головного мозга);
- субклиническая эпилептическая активность, электрический эпилептический статус сна;
- прогрессирующие когнитивные и поведенческие расстройства у детей;
- впервые возникший судорожный приступ.
Противопоказания к проведению видео ЭЭГ-мониторинга являются относительными. Например, к таковым относятся заболевания кожи головы или негативная психологическая реакция на проводимое исследование.
Что дает видео-ЭЭГ мониторинг?
Видео ЭЭГ мониторинг позволяет:
- выявить характерные для различных форм эпилепсии ЭЭГ-паттерны
- определить источник эпилептиформной активности,
- провести динамический контроль за изменением биоэлектрической активности головного мозга на фоне противоэпилептического лечения (фармако-ЭЭГ-исследование).
- отличить эпилептический приступ от неэпилептического, исключить двигательные артефакты и не трактовать их ошибочно как эпилептическую активность.
В чем преимущества видео-ЭЭГ мониторинга?
Правильно выполненный видео-ЭЭГ мониторинг дает возможность оценить функциональное состояние головного мозга, зарегистрировать эпилептическую активность как во время приступа, так и между приступами, описать характеристики приступа и выявить зону его начала. Учитывая это, на данный момент видео-ЭЭГ мониторинг является эталонным исследованием у пациентов с эпилепсией или неясными приступами.
Важным фактором является длительность исследования. Обычное ЭЭГ-исследование проводится на протяжении 15-30 минут. При исследовании такой продолжительности, как и при кратковременном видео-ЭЭГ мониторинге можно не зарегистрировать эпилептиформную активность и эпилептические приступы, что часто приводит к диагностическим ошибкам и неправильному назначению препаратов или проведению стимулирующей терапии. Допущенные ошибки могут повлечь учащение эпилептических приступов или даже развитие эпилептического статуса.
Почему важен видео-ЭЭГ мониторинг с записью сна?
Проведение записи ЭЭГ во сне являетсярайне желательным. Еще в 1962 году американский специалист по исследованию эпилепсии Эрна Гиббс (Gibbs E.L.) писала: «регистрация ЭЭГ в течение одной минуты поверхностного сна дает больше информации для диагностики эпилепсии, чем час исследования в состоянии бодрствования». Это связано с тем, что интенсивность проявлений эпилептической активности в 1 и 2 фазах сна увеличивается (Sweden B., 1996; Autret A., etal., 1999).
Видео-ЭЭГ мониторинг с записью сна обязателен пациентам с эпилептическими приступами и отсутствием эпилептической активности на ЭЭГ. Также данный мониторинг необходим пациентам с зарегистрированной эпилептической активностью, но без приступов. Во всех случаях диагностики эпилепсии предпочтение следует отдавать пролонгированной ночной записи видео-ЭЭГ мониторинга длительностью 10-12 часов.
функциональное состояние мозга, а также этапы
созревания биоэлектрической активности у малышей первого года жизни. Кроме того, удается получить информацию относительно наличия патологических изменений, определить признаки снижения судорожной готовности, выявить эпилептиформную активность.
Показаниями к проведению ЭЭГ в состоянии естественного дневного либо ночного сна у детей является следующее:
- Диагностика пароксизмальных состояний разного происхождения – эпилепсия, фебрильные судороги, псевдоэпилептические приступы.
- Оценка динамики лечения эпилепсии.
- Определение наличия или оценка тяжести гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы.
- Оценка динамики и составление прогноза поражений мозга разного происхождения.
- Оценка правильности созревания биоэлектрической активности мозга у детей первых лет жизни.
ЭЭГ головного мозга ребенку является совершенно безопасным методом исследования. Его можно проводить детям любого возраста, включая новорожденных, неограниченное количество раз.
Процедура проведения ЭЭГ ребенку заключается в следующем: ребенка усаживают в кресло, на голову ему надевают шапочку с хвостиком проводов, после чего врач в виде интересной игры общается с малышом, выполняя при этом необходимые действия.
ЭЭГ головного мозга – это очень важный метод диагностики различных нарушений в работе мозга. Его несомненное преимущество заключается в доступности и полной безболезненности проведения процедуры. Поэтому в случае необходимости не стоит пренебрегать этим методом исследования.
Для регистрации ЭЭГ на голову малыша надевают шапочку, под которую врач помещает электроды. Кожа под электродами мочится водой или гелем. На уши накладываются два неактивных электрода. Затем зажимами–крокодильчиками электроды соединяются с проводами, подведенными к прибору – энцефалографу. Поскольку электрические токи очень малы, то всегда необходим усилитель, иначе активность мозга будет просто невозможно зарегистрировать. Именно небольшая сила токов и является залогом абсолютной безопасности и безвредности ЭЭГ даже для младенцев.
Чтобы начать исследование, следует положить голову ребенка ровно. Нельзя допускать наклона кпереди, поскольку это может вызвать появление артефактов, которые будут истолкованы неправильно. ЭЭГ младенцам снимают во время сна, который наступает после кормления. Перед снятием ЭЭГ вымойте голову ребенка. Не кормите младенца перед выходом из дома, это делается непосредственно перед исследованием, чтобы малыш поел и уснул - ведь именно в это время снимается ЭЭГ. Для этого приготовьте смесь или сцедите грудное молоко в бутылочку, которую используйте в больнице. До 3 лет ЭЭГ снимают только в состоянии сна. Дети старше 3 лет могут бодрствовать, а чтобы малыш был спокоен, возьмите игрушку, книжку или что-либо еще, что отвлечет ребенка. Ребенок должен быть спокоен во время снятия ЭЭГ.
Обычно ЭЭГ записывается в виде фоновой кривой, а также проводятся пробы с открыванием и закрыванием глаз, гипервентиляцию (редкое и глубокое дыхание), фотостимуляцию. Эти пробы являются частью протокола ЭЭГ, и проводятся абсолютно всем - и взрослым, и детям. Иногда просят сжать пальцы в кулак, послушать различные звуки и т.д. Открывание глаз позволяет оценить активность процессов торможения, а закрывание – возбуждения. Гипервентиляция может проводиться у детей после 3 лет в виде игры - например, предложить ребенку надуть воздушный шарик. Такие редкие и глубокие вдохи и выдохи продолжаются 2–3 минуты. Данный тест позволяет диагностировать скрытую эпилепсию, воспаление структур и оболочек мозга, опухоли, нарушение функций, переутомление и стресс. Фотостимуляция проводится при закрытых глаза, когда мигает лампочка. Тест позволяет оценить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития ребенка, а также наличие очагов эпилептической активности.